Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Система и метод гегеля кратко

Система и метод в философии Гегеля. Система и метод в философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831 - крупнейший немецкий философ, родился в семье высокопоставленного чиновника. Восторженно встретил революционные система и метод гегеля кратко во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Герма-нии, сторонником республики. После падения Наполеона и распространения реакции Гегель эво-люционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на ра-зумных началах. Философия — наука об общих законах система и метод гегеля кратко и того, что он породил: природу, об-щество, мышление людей. Суть вещей схватывается в понятиях, а не образах. Человеческое мышление должно быть понятийным. Истина — это соответствие понятия обозначаемому предмету или процессу. «Вещь в себе» - это то, что система и метод гегеля кратко познано человеком. Бытие и мышление совпадают. Бытие проникнуто законами разума, оно разумно и под-чиняется трем основным законам диалектики: 1. Закону взаимоперехода количества и качества 2. Закону отрицания отрицания 3. Закону единства и борьбы противоположностей. В «Философии истории» показывает разумность система и метод гегеля кратко строгую направленность ис-торического процесса как движения к свободе. Она начинается со свободы мыс-лить. В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные ре-лигии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение - "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное свое произведение "Науку логики" 1812-1816. В "Феноменологии духа", по словам Маркса, содержатся истинный исток и тайна гегелевской философии. В этом произведении дается происхождение диа-лектики, а также раскрывается принцип абсолютного идеализма: господство ми-рового разума в мире, абсолютной идеи, которая в своем поступательном разви-тии порождает окружающую действительность. Сознание в своем движении развивается от противоположности с предметом до абсолютного знания, т. Система и метод гегеля кратко образом, Гегель пытался раскрыть генезис философского знания, начинающегося с чувственной достоверности и доходящего до фило-софского знания. Сначала сознание противостоит предмету, который не зависит от него, и не знает своей природы, а также сущность предмета. На второй стадии сознание овладевает своей собственной общественной природой и сознает себя в качестве участника исторических событий. Когда сознание ретроспективно обо-зревает свой собственный путь, система и метод гегеля кратко поднимается на третий этап своего развития и доходит до абсолютного знания. В "Феноменологии духа" Гегель, рассматривая исторически весь путь сознания, применяет принцип историзма и дает толкова-ние общественной природы сознания, говорит о роли труда в формировании сознания. Он показывает историческую необходимость развития сознания, кото-рая выражается в разных формах. Однако на ступени абсолютного знания разви-тие сознания останавливается. В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает такую важную для филосо-фии категорию, как отчуждение, которое он понимает в разных смыслах, хотя и связанных между собой. Отчуждение для Гегеля - это прежде всего порождение духом природы и общества, т. Затем под отчуждением он по-нимал любую целесообразную деятельность человека, опредмечивание деятель-ности человека в результатах его труда. Кроме того, Гегель видел отчуждение в искаженном восприятии людьми продуктов своей деятельности. Свое логическое учение Гегель изложил в работах: "Наука логики" так называемая Большая логика"Энциклопедия философских наук", часть первая так называемая Малая логика и в "Философской пропедевтике" здесь оно изложено популярно. Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, к последней примыкают философия права, филосо-фия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика пред-ставляет исходную и важнейшую части всей гегелевской системы, так как она рассматривает абсолютную идею, которая, составляя существо всей действи-тельности, развертывает в логике свои категории. Гегель исходит из идеалистического принципа тождества мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия. Вместе с тем единство логи-ческого исторического понимается Гегелем в духе приписывания логическому первичности по отношению к историческому. Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга, а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то диалектика Гегеля система и метод гегеля кратко глубокий смысл. Логику Гегеля подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом слу-чае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бы-тие и ничто сняты, т. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие тезисничто антитезисстановление синтез. Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий. Становление характерно лишь для духа, природа же хотя и существует во времени, но только в пространстве получает разнообразие. Осуществляющийся в триаде процесс снятия, отрицания - это сформулиро-ванный Гегелем один из законов диалектики - закон отрицания отрицания. В результате становления возникает наличное бытие, обладающее некой оп-ределенностью - качеством. Система и метод гегеля кратко не приводит к изменению качества в определенных границах. Единство качества и количества образует меру, переход которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал закон перехода количества в качество. Во втором разделе логики - учении о сущности - Гегель рассматривает про-блему противоречия. Он говорит, что "противоречие является корнем всякого движения". Гегель смотрит на противоречие как на источник самодвижения и саморазви-тия. Он считает, что возможно примирить противоречия. Гегель подверг критике кантовскую "вещь в себе", считая ее пустой абстрак-цией и полагая, что вещь в себе - это неразвитый предмет, когда же предмет по-лучает развитие, то он становится предметом для себя. Гегель раскрыл содержание такой категории, как закон, который для него вы-ступает как существенное явление. Далее Гегель рассматривает другие катего-рии: существенное отношение, возможность, необходимость и случайность, причинность, взаимодействие, свобода. Свободу он понимал как постигнутую в понятии необходимость. В третьем разделе логики - о понятии - Гегель переосмысливает традицион-ную логику, критикуя сформулированные ею законы мышления, имея в виду в основном логику вольфианцев. В своей логике Гегель воспроизвел действительность на идеалистической ос-нове как развертывание абсолютной идеи в категориях. Изображенная Гегелем картина отражает реальные стороны система и метод гегеля кратко связи внешнего мира. Философия природы Гегеля - это учение об идее, которая воплощается система и метод гегеля кратко при-роде, как своем инобытии. Философия природы у него делится на три раздела: механику, физику и органическую физику. В механике Гегель рассматривает та-кие категории, как время, пространство, притяжение и отталкивание, количест-во, мера. Философия духа - это завершающая часть гегелевской системы, в которой система и метод гегеля кратко, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Философия духа име-ет своим предметом учение о человеческом сознании, а также о различных видах человеческой деятельности. Она подразделяется на три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о субъективном духе - это ха-рактеристика индивидуального сознания, которое выступает в тесной связи с духовным развитием человечества. В учении об объективном духе Гегель изла-гает свои воззрения на общественную жизнь человека, рассматривая такие кате-гории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, госу-дарство, и подходит к человеку как общественному существу. Учение об объективном духе более обстоятельно рассмотрено Гегелем в ра-боте "Философия права", где история представлена в целом как "прогресс духа в сознании свободы", развертывающийся в "духе" отдельных народов, которые сменяют друг друга в историческом процессе. Гегель выдвинул идею объектив-ной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных лю-дей их действий. Исходя из своей концепции о развертывании абсолютной идеи, Гегель называет это "хитростью мирового разума", который пользуется индивидуальными интересами система и метод гегеля кратко достижения собственных целей. Философию искусства Гегель рассматривает как учение об идеале и его развитии. Идеал в искусстве проходит ряд ступеней своего система и метод гегеля кратко, являю-щихся формами искусства, которые дифференцируются в зависимости от соот-ношения идеи и ее внешнего образа. Символическая художественная форма дает лишь намек на система и метод гегеля кратко. Это искусство система и метод гегеля кратко для Востока. Когда идея и ее внешний облик полностью соответствуют друг другу, мы имеем классическое искусство. Если внешняя форма не достаточна для воплощения развивающейся идеи, то возникает романтические искусство. Гегель связывает искусство с различными видами человеческой деятельно-сти. Система и метод гегеля кратко - это первая форма самораскрытия абсолютного духа, второй фор-мой выступает религия. Гегель утверждал, что содержание религии и философии тождест-венно, они различаются лишь по форме: в религии - представление, в философии - понятие. Религию Гегель рассматривает в качестве специфической формы система и метод гегеля кратко. Религия, по Гегелю, снимается более высокой формой знания - философией, которая имеет задачу разработать логические категории и является наукой наук. Гегель система и метод гегеля кратко философию с историческими условиями ее существования, рассматривая каждую философкую систему как постижение современной ей эпохи в понятии. История философии - это не просто перечень мнений, а зако-номерный процесс достижения абсолютной истины. Свою философскую систе-му Гегель рассматривал как завершение развития философии. В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчеркивал, что фи-лософское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное же-лание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных система и метод гегеля кратко, просто философия не должна с ними считаться. Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превраще-ния количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретиче-ского мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад сделан Гегелем в понимание метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приемов изобретенных человеком, он не есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение система и метод гегеля кратко связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивает-ся; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный система и метод гегеля кратко. Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил докторскую и стал проф Иенского ун. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объек-тивно идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и под-верг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит ми-ровой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышле-нии. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном система и метод гегеля кратко, в стихии чистого мышления логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики ; развитие идеи в форме инобытия в виде явлений приро-ды развив не сама природа, а лишь категории ; развитие идеи в мышлении и в истории человечества история духа. На этом последнем этапе абс идея воз-вращается к самой себе и постигает себя в форме челов система и метод гегеля кратко и самосозна-ния. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качествен-ные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена как цепь диа-лект переходов. Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за про-тиворечие? Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реа-лизацией которого явл сама фил Гегеля. Данное противор у Недоста-ток: стирается роль Ч перед "абсолютным духом". Гегель остался глубоко неудовлетворенным попыткой Шеллинга реализовать прин-цип тождества реального идеального, ориентируясь на искусство как модель творче-ства Абсолютного. В этом качестве он предпочитает вдеть науку, а само творчество истолковать как логический процесс. Подобная постановка позволила Гегелю постро-ить всеобъемлющую систему философии, охватившую система и метод гегеля кратко все области человеческо-го знания. А это озна-чает, что сущее в основе своей есть мысль, что все действительное разумно, а все ра-зумное действительно. Идея есть истина, и все истинное есть идея. Систематическое развитие идеи, производящее мир, должно быть доказано, необ-ходимо развернуто. Не религия и не искусство есть высшее откровение Божественной идеи, а ее познание и самопознание в элементе чистого мышления, т. В этой гегелевской характеристике собственной философии отчет-ливо проступают как сущего метода ее построения, так и общие контуры системы в целом. Рационализм, доведенный до высшей степе-ни совершенства. Панлогизм логика на всех уровнях, является определяющим фоктором и для природы и, для всего мира. Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чис-тым бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объ-ект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до опреде-ленного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики суть истории развития. Закон перехода количественных отношений в каче-ственные при изменении количественных отношений после определенной ста-дии происходит изменение качества из-за неразрушения меры. Закон направ-ления развития отрицание отрицания. Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противо-положностей. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Суждения, идеи, понятия можно анализировать диалектично. Раньше ду-мали, что не должно быть противоречий. Гегель же считает это необходимой стадией интеллектуального развития. Рассудочная стадия переходит в разумную стадию. На разумной стадии важна диалектическая логика. Принцип восхожде-ния от абстрактного к конкретному. Раньше считали, что мысль абстрактна. Для Гегеля самое абстрактное это чувственное восприятие. Тождество мысли и бытия изначально взято Гегелем в процессе развития. Ра-зумное развитие мира - основная тема гегелевской философии. Понимание лю-бого объекта нашего внимания дается исключительно в аспекте его происхож-дения и развития. Это относится и к самой мысли. Процесс мышления есть не-обходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Гегель обосновал грандиозный проект особой, диалектической логики, воплотив в себе квинтэссенцию его философии, его диалектический метод. Итак, все мировое развитие в основе своей обусловлено развитием абсолютной идеи. Это движение, по замыслу автора, лишено всякого субъективного про-извола и является торжеством безличной логики диалектического процесса. Философ принимает на себя роль наблюдателя, но не организатора этого дви-жения В чем же существо этого загадочного диалектического процесса? Каждое понятие категорияобладая вполне определенным содержанием, имеет всем своим содержательным существом предполагает наличие собственной противоположности. Уже поэтому, вникая в данный ей смысл, система и метод гегеля кратко неизбежно вступаем в ситуацию живого противоречия. В отличие от Система и метод гегеля кратко отношение к противоречию у Гегеля совсем другое. Оно свидетельствует не о поражении на-го мышления, но о подлинной его почве и стихии. Мышление способно выяв-ляемые противоречия разрешить, и это разрешение есть не что иное как пере-ход к новому понятию категории. Противоречие в этом смысле - движущая система и метод гегеля кратко в конструировании системы и подлинная причина всякого движения и раз-вития. Как легко заметить, процесс развития принимает у Гегеля форму трехтактного движения, хорошо освоенного уже Система и метод гегеля кратко. Первой ступенью здесь является те-зис, затем, его противоположность - антитезис, и, наконец, третья ступень - син-тез. В конечном пункте противоположные моменты сохраняются в своем един-стве как внутренние моменты синтетического целого. Господство данной трех-частной схемы позволит легко обозреть гегелевскую философскую систему в целом. Все сущностное содержание абсолютной идеи как бы развернулось в пространстве под чуждой ему оболочкой телесного и материального. В нем Гегель дает свое учение о субъек-тивном, объективном и абсолютном духе. Предмет первой части философии духа - феноменология, антропология и психология человека, второго - право, мораль и нравственность и, наконец, третьего - искусство, религия и филосо-фия. В каждой из этих частей Гегель стремится дать полную, с учетом знания своего времени, картину целого, выявляя его философское существо. По обще-му смыслу и пафосу гегелевской философии она явилась как бы завершением всего предшествующего развития не только в сфере собственно философской, но и система и метод гегеля кратко историческом смысле, так как Дух осознал самого себя как единственно сущее, как начало и конец всего. Темы истории и развития были введены гегелевской философией в духовную культуру Европы начала XIX века с исключительной силой. Вместе с тем сама она оказалась последним грандиозным воплощением классического типа фило-софии, основанной на концепции самосознания, противопоставлении субъекта объекту и т. Падение гегелевской философии, ее критика открывают собой новый, неклассический период в развитии философии. Рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панло-гизм логика на всех уровнях, является определяющим фоктором и для природы и, для всего мира. Гегель - исходная точка раздвоения философской мысли ра-ционалисты, иррационалисты. Система абсолютных категорий задается абсо-лютной идеей. Это самое существенное для науки. Они определяются через со-поставление друг с другом. Отказывается от априорных структур познаватель-ной деятельности субъекта. Признает существование абсолютного начала вне самого субъекта. Тождество мышления и бытия отличается от позиции Шел-линга. Все то, что подвластно сфере логики, проявляется и в действительности. «Все что разумно - действительно, а все что действительно — разумно». Су-ществует абсолютное идеальное начало, которое диктует все и вся. Система и метод гегеля кратко внутри все на уровне логики. Диалектическая логика элементы есть и у Канта, и у Фихте, и у Шеллинга формулируется как теоретическая система. Вначале в сфере аб-солютного духа, затем трансформируется в природу и, наконец, через человека, сознание историю абсолютный дух возвращается к самому себе через процесс познания. «Наука логики» развитие чистых сущностей, понятий… Философия природы: каким образом дух резвится в природе? Пpиpода это окаменевший дух. Гегель совсем не пантеист. Дух привносится в природу самое слабое место у Гегеля. Гегель создает систему абсолютного идеализма. Основная идея - су-ществование абсолюта, все остальное в мире инобытие абсолюта. Трансценден-тальный идеализм - выявление предельных возможностей познания внутри че-ловека. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины во-вне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. Абсолют является в этих трех ипостасях. Индивид обнаруживает абсолют на индивидуальном уров-не. Чувственное созерцание - первый опыт индивидуального познания. По-том идет рассудочное познание - оформление представления в слове; система и метод гегеля кратко це-лостен, обозначен. Разумное познание - появление понятий, сетка понятий. Это процесс эмбриологии субъективного духа. Объективный дух - индивиду-альный дух, но в контексте окружающей культуры, истории. Связано со средой, зависит от истории, присуща как рабу, так и гос-подину. Господин зависит от раба. Там где есть рабы, никто не свободен. У этого процесса есть объективность. Природа - отчуждение абсолютного духа. Вынесение вовне духовной сущности из человека. Религия - отчуждающая сущность человека, его отчужденное Возникает феномен не-счастного сознания. Происходит отчуждение от себя самого. Должное - сущее противопоставляется. Более высокая стадия - разорванное сознание. Несчастное переходит в него в новое время, ощущает свое несоответ-ствие со своими идеалами, невозможность следовать им. Но это связано с само-сознанием. Важно знать, что идеал недостижим. Древний грек не был разорван. Абсолютный дух - отчуждение абсолюта в реальных формах: мораль, право, ре-лигия, искусство, система и метод гегеля кратко. Основное произведение: «Энциклопедия фило-софских наук». Чистая логика развития абсолютного духа. Шествие этого духа в природе - философия природы. Философия истории - дух возвращается к само-му себе. Религия, право, искусство, мораль, философия - объективные формы человеческой деятельности в истории. В истории есть законы. Государство по-давляет личность, делает ее винтиком в своей машине. Сущность человеческой личности - свобода; государство подлежит уничтожению. Логика - идея чистого развития абсолюта, абсолютное тождество бытия и мышления. У Шеллинга: идея точки абсолютного безразличия. У Гегеля: логика, природа и человеческое познание это в принципе одно и то же, это стадии абсолютной идеи. Все это различные формы. Принцип единства логического исторического. «Логиче-ское есть рафинированное историческое». Более ста категорий у Гегеля. Есть системные, есть опорные и есть рациональные. Есть отличие категорий от всего остального: философия понятий, морали. Гегель хотел подходить научно. Природа - окаменевший дух. У Гегеля были проблемы с ес-тествознанием: защищал теплород, флагистон, был против атомизма и прелом-ления света. Как дух после система и метод гегеля кратко возвращается к самому себе? Первая стадия: деспотизм свободен только один. Вторая стадия: греческие полисы. Третья стадия: личность свободна, но в госу-дарственном устройстве германские народы. Прогресс осуществляется через избранные народы. Понятие хитрости мирового разума: дает делать каждому то, что он хочет, но свобода наталкивается на сво-боду, на выходе возникает результирующая сила; чужими руками разум дости-гает цели.



copyright © yuruslugi39.ru