Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Методика самооценки личности

Исследование самооценки личности Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки, критерии ее формирования. Межполовые и возрастные особенности самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и Тест "Оцени себя сам" и "Справлюсь или нет? Рубрика: Вид: курсовая работа Язык: русский Методика самооценки личности добавления: 16. Используйте форму, расположенную ниже. Название работы: E-mail не обязательно : Ваше имя или ник: Файл: Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны Подобные документы 1. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест "Нахождение количественного выражения уровня самооценки" по Будасси. Теоретические основы изучения самооценки. Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки. Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки. Социальные факторы и фактор физическог Я-образа. Виды самооценки - оценивания личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Значение общения ребенка со взрослыми в генезисе самооценки на первых этапах становления личности. Сущность и понятие психодиагностики межличностных отношений, ее методы. Понятие и объект психодиагностики. Методика изучения самооценки Статусное положение детей с различным уровнем самооценки. Проблема самооценки в современной психологии. Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах. Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке. Понятие самооценки, ее сущность и виды. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Психологическая структура самосознания в подходе Оценка социального статуса человека в обществе. Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности на методика самооценки личности этапах возрастного развития. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса личности. Подходы авторов к изучению самооценки. Виды, механизмы и этапы формирования самооценки личности, факторы, воздействующие на ее развитие и становление. Исследование уровня самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме и в домашних условиях. Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории образа в современной психологии. Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования, теория комплементарных потребностей. Уровень притязаний как характеристика личности. Чувство взрослости подростков, их целостные ориентации. Формирование самооценки личности в пубертатный период, влияние родителей. Результаты методики определения самооценки у мальчиков и девочек по Содержание Введение Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки Глава 2. Особенности самооценки личности 2. Методы исследования самооценки 3. Липкиной «Три оценки» 3. Список использованной литературы Введение личность самооценка методика Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность. Человеку очень важно быть конгруэнтным т. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, методика самооценки личности "тылы" надежно прикрыты. Совершенно иные психические состояния возникают, когда есть необходимость скрывать свои истинные переживания, говорить иные слова, чем чувствует человек, т. В жизни таких ситуаций немало, их испытывал на себе каждый человек. Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, "нейтрализовать" психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность "консенсуса" вербального и невербального языков. Высокая самоценность - это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства. Достаточно высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и "снятие" психологических защит. В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от собственных объективных возможностей. Большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданиями и получает низкие отметки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности. Цель курсовой работы - исследование самооценки личности. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи: - Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки личности; - Рассмотреть факторы формирования самооценки личности, в частности, критерии ее формирования и межполовые и возрастные особенности в школьных группах; - Рассмотреть методики исследования самооценки личности. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Методика самооценки личности Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство методика самооценки личности или же, наоборот, недовольство собой. Методика самооценки личности его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Самооценка является частью концепции методика самооценки личности, обозначаемой как "эмоционально-ценностное" отношение к себе. Самооценка понимается как когнитивная подструктура или схемакоторая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о "Я", т. Наименее распространенным является подход, при котором самооценка не сводится ни к образу "Я", ни к эмоционально-ценностному отношению к себе. Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей. Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия "самооценка". В следствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии "Я, перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области. В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначают термином "Я-концепция". При таком подходе, как справедливо замечает Необходимо разделять три образования: образ "Я", самооценку, отношение к себе. Часто при исследовании проблем, связанных с успехом, достижениями, говорят, например, о повышении самоуважения после успеха или понижении, после неудач. Обобщая результаты экспериментальных данных, В психологии "Я" разрабатываются представления о структуре самосознания и самооценки индивида. Выделят несколько измерений для характеристики уровня самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных стадиях его развития. Самосознание человека противоречиво: идеальное Я никогда не совпадает с реальным, и методика самооценки личности противоречие является главной движущей силой самовоспитания. Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель методика самооценки личности. Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизованную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента: эмоционально-ценностное отношение личности к себе и когнитивный, причем последнему отводится ведущая роль, т. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций: адекватная - неадекватная, высокая - низкая, устойчивая - неустойчивая самооценка и т. Функция прогностической самооценки - оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Методика самооценки личности актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки - оценка субъектом достигнутых методика самооценки личности развития, итогов деятельности, последствий поступков и т. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности. На основе вышеописанного представления проведено большое количество исследований. Пиатковской смотрелась корреляция самооценки которая понималась методика самооценки личности процесс когнитивной и аффективной оценки индивидуумом собственной персоны учащегося с оценкой педагогов, матерей, со школьной успеваемостью. Обнаружено, что при ответе на опросник социальных отношений Литманна, мальчики четырехклассники чаще указывают на трудности в общении: девочки, наоборот, чувствуют себя свободнее в межличностных отношениях. Возрастание позитивной самооценки у детей с возрастом трактовалось авторами как норма, т. Авторы говорят о том, что ухудшение школьной успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности адаптации ребенка методика самооценки личности школе. Возрастные изменения в самооценке школьника были предметом изучения в ряде других работ. Двенадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой мало отличаются друг от друга при реакции на неуспех по показателям качества и времени решения. Четырнадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой по разному реагируют на неуспех: у лиц с низкой самооценкой ухудшается качество решения трудных задач, увеличивается время на их решение, появляется большое количество аутистичных жестов, чего не наблюдается при неуспехе у лиц с высокой самооценкой. Это исследование, в какой-то степени, может служить подтверждением гипотезы о том, что самооценка ее высота вносит свой вклад в эмоциональный комфорт или дискомфорт субъекта. Четырнадцатилетние мальчики по сравнению с девочками менее склонны к самобичеванию и сомнению, более доверчивы к своему социальному окружению, оптимистичны, активны и решительны, считают себя менее эмоционально возбудимыми эти данны-2 подтверждаются оценками матерей. Наиболее существенное методика самооценки личности на самооценку ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи в семье, констатирует Мейер, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные самооценки. Это приводит, в итоге, к скрытой и явной агрессии, подозрительности, враждебности. Представляется более точным исследовать самооценку, начиная с подросткового возраста. На основании рассмотренных исследований, посвященных самооценке индивида, можно констатировать некоторую путаницу в терминологическом аспекте, размытую методическую базу, сомнительное изучение данного конструкта у младших школьников. Кроме того, что самооценку путают с ЭЦО и образом "Я", ее часто пытаются изучить через механизм целеполагания субъекта, обозначаемый как "уровень притязаний" УП. Это еще раз заставляет обратиться к проблеме изучения данного конструкта к психологии. Особенности самооценки личности 2. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может методика самооценки личности просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1 путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности 2 путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее методика самооценки личности удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и методика самооценки личности сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает методика самооценки личности с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для методика самооценки личности оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье методика самооценки личности вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, методика самооценки личности в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального с образом идеальногот. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальныйтот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, методика самооценки личности оценивают другие. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом вписаться в структуру общества. Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими - учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего методика самооценки личности является также и то, что, получая хорошие оценки за свой методика самооценки личности труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда. Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка методика самооценки личности обществе, которое обязывает его к методика самооценки личности, общественно контролируемой, методика самооценки личности деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества. Новое методика самооценки личности ребенка наполняет его жизнь глубоким методика самооценки личности, что сказывается на общей направленности его личности, переживаниях, представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего школьного возраста, выражается также и методика самооценки личности том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. Методика самооценки личности стремление к определенному положению в коллективе в условиях методика самооценки личности и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в первую очередь методика самооценки личности им право на уважение и авторитет у товарищей. В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной нымне нервничать. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению методика самооценки личности обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение методика самооценки личности страх поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах. В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быть осмеянным и т. Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть методика самооценки личности, иметь узкие глаза, короткие руки и т. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности. Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали. Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т. В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности а их у младших школьников много, и школьных, и домашнихнужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы методика самооценки личности бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, методика самооценки личности у меня узкие глаза и т. Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества. Придя в школу, ребенок ведет себя соответственно своим представлениям методика самооценки личности том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Когда ребенок вступает в подростковый возраст 7 классв развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к методика самооценки личности, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста - ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых. У некоторых появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Методика самооценки личности видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже, когда наоборот, потому что подросток сильно переживает, если он находит себя хуже других. Но что интересно - мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте происходит половое созревание и чувства подростков несколько обостренны. И в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т. В ответах можно встретить противоречия. Допустим, то они хотят добавить скромность, то убавить - это объясняется становлением индивидуальности. Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью. В психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность - это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с методика самооценки личности созреванием, с известной неопределенностью положения ведь уже не ребенок, но еще и не взрослыйс расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви. Последняя - особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем. Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т. Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность подтверждается результатами тестов. Юношеский возраст - важный этап развития умственных способностей. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества. Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие ответы, как желание прибавить к своим психологическим качествам артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных методика самооценки личности тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость, и все больше возрастает методика самооценки личности в своем будущем. Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более методика самооценки личности, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество методика самооценки личности, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью. Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях мужчины и женщины. И по результатам теста, юноши хотят убрать: методика самооценки личности, застенчивость, скромность. В этом возрасте заметно такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах встречаются желания методика самооценки личности такие качества как ум, терпеливость, совесть. Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания. Ранняя юность - период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность - завершающий этап первичной социализации. Методы исследования самооценки 3. Липкиной «Три оценки» Для изучения самооценки можно использовать методику Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, методика самооценки личности. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы: 1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, методика самооценки личности или сильным? Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит? Какие оценки тебя радуют, какие огорчают? Методика самооценки личности самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: - совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; - характер аргументации самооценки: аргументация, направленная методика самооценки личности качество методика самооценки личности работы, б любая другая аргументация; - устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. Слова, образующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, методика самооценки личности, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм. В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5-6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны выписаны или подчеркнуты в спискеученикам предлагают оценить себя, и объясняют принцип размещения качеств на шкале. При анализе результатов важно отметить расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества - в нижнюю методика самооценки личности или близко к середине. Если отрицательные качества поставлены близко к середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно - в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует его и видит свои отрицательные черты. Если ребенок все положительные качества помещает в верхней части шкалы достаточно высоко, а отрицательные - в нижней или около середины - его оценка неадекватно завышена. Он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и методика самооценки личности себе отсутствующие достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного методика самооценки личности, конфликтности, так же как и тревожности или нарушения общения. Негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной асоциальных реакций школьника. Если ребенок располагает положительные черты ближе к середине, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где поставлены отрицательные методика самооценки личности, можно говорить о неадекватной методика самооценки личности самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает если они находятся в верхней части шкалы методика самооценки личности несколько улучшает если они помещены внизу общую структуру самооценки. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослых. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ученика настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он не справляется. » Уровень притязаний обнаруживается в прогностической, или априорной, самооценке еще не полученного результата. Для ее выяснения у детей начальных классов может быть использована следующая методика. Им предлагается ответить на вопрос: «Сможешь ли ты выполнить методика самооценки личности, на какую оценку и почему? » Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные: 1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников верная, завышенная, заниженная. Особенности прогностической оценки этих школьников. Особенности адаптационной оценочной деятельности, ее направленность - на оценку способностей к учебе или на качества личности. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на учебные ситуации. Данный анализ позволяет выяснить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у слабоуспевающих школьников формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов: с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития методика самооценки личности них этих качеств показатель самооценки и уровень притязаний, т. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Уровень методика самооценки личности каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной методика самооценки личности, нижняя точка которой будет символизировать самое методика самооценки личности развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются методика самооценки личности таких линий. Они обозначают: - здоровье; - ум, методика самооценки личности - характер; - авторитет у сверстников; - умение многое делать своими руками, умелые руки; - внешность; - уверенность в себе. На каждой линии чертой - отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. Испытуемому выдается методика самооценки личности, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и методика самооценки личности шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом или группойтак индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик методика самооценки личности первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. Обработка интерпретация результатов Обработка проводится по шести шкалам первая, тренировочная - «здоровье» - методика самооценки личности учитывается. Каждый ответ выражается в баллах. По каждой из шести шкал определить: уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «х»; высоту самооценки - от «о» до знака «-»; значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Уровень притязаний Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - методика самооценки личности высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки Количество баллов от 45 до 74 «средняя» и «высокая» самооценка удостоверяют реалистическую адекватную самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку недооценку себя и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование самому себе собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. В таблице даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ около 900 чел. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащи хся 7-10 классов городских школ Параметр Количественная характеристика балл низкий средний высокий Очень высокий Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100 Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100 Заключение В психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс, в его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. В настоящее время можно выделяют три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида: самооценка является частью концепции "Я", т. Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она методика самооценки личности, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня методика самооценки личности. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг методика самооценки личности, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего. Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в методика самооценки личности числе и в методика самооценки личности деятельности. С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех. Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они методика самооценки личности другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была методика самооценки личности. Таким образом, самооценка и методика самооценки личности с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Существуют различные методики исследования самооценки личности. К ним относятся методика В данной методике определяют уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументацию самооценки. Также можно исследовать самооценку с помощью теста «Оцени себя сам», в которой определяют адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку тестируемых. Используя методику «Справлюсь или нет? » можно выяснить складывающуюся у методика самооценки личности ученика оценочную позицию. Исследуя самооценку по методике Дембо-Рубинштейн также можно определить высоту самооценки: высокую, низкую, среднюю. Данная методика основана на методика самооценки личности оценивании шкалировании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. Список использованной литературы Александровская Развитие Я-концепции и воспитание. Соотношение самооценки и уровня притязаний. Личность в системе методика самооценки личности отношений. Вып 11989 Бороздина Самооценка в возрасте второй зрелости. МГУ, Сер 14 Психология, 1997г. Самооценка в возрасте пожилых. Категории, принципы и методы психологии. Развитие методов исследования уровня притязания. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. Методика самооценки личности как эмоционально ценностная система - М, 1972 Сафин В.



copyright © yuruslugi39.ru