Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Корман литературоведческие термины по проблеме автора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ГОРЬКОГО ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург 2001 Методическое пособие подготовлено кафедрой русской литературы XX века Составитель Корман литературоведческие термины по проблеме автора. Химич, составление, 2001 © Уральский государственный университет ОГЛАВЛЕНИЕ корман литературоведческие термины по проблеме автора в литературоведение» — начальный курс теории литературы, По учебному плану на него отводится 64 ч: по 32 ч лекций и практических занятий. Его цель — познакомить студентов с основными понятиями и категориями литературоведческой науки для формирования профессионально грамотного подхода в изучении и оценке литературных явлений. В процессе преподавания дисциплины ставятся следующие основные задачи: Обеспечить усвоение студентами теоретических представлений об общих свойствах художественной литературы как вида искусства и составной части культуры, об эстетических особенностях отдельного литературного произведения и о важнейших закономерностях литературного процесса. Дать представление о наличии разных методологических ориентации в истории науки. Ввести в суть методики литературоведческого анализа, научить пользоваться полученными теоретическими знаниями в процессе работы с художественными текстами. Дать необходимые начальные сведения о технологии научного поиска, способствовать выработке самостоятельности в его осуществлении, в обработке и хранении собранной информации. Объект и предмет литературной науки. Своеобразие и свойства ее как одной из гуманитарных отраслей освоения реальности. Главные литературоведческие дисциплины: история литературы, теория литературы, литературная критика — как важные грани аналитического исследования сущности художественной литературы. Задачи и функции вспомогательных дисциплин — библиографии, историографии, текстологии, атрибуции и др. Связь литературоведения со смежными корман литературоведческие термины по проблеме автора историей, философией, языкознанием, эстетикой, психологией. Многообразие научных подходов, школ и направлений в современных исследованиях: структурализм, постструктурализм, феноменология, нарротология и др. Критерии научной точности в литературоведении. Проблема научной терминологии, процессов устойчивости изменчивости ее. Положительные и отрицательные стороны миграции терминов из других наук. Отечественные словари по терминологии литературоведения. Эстетический, духовно-ценностный ракурс освоения действительности — основа специфики искусства как способа мышления. Объект и предмет литературы как вида искусства и части культуры — я-в-мире: «я-для-себя» и «я-для-другого» Объективно-субъективная природа творения новой реальности. Эмоциональная рефлексия, способность к «переживанию переживания» как субъективная предпосылка эстетического отношения к объекту. Роль творческой личности в литературном творчестве. Принципиальная неразделимость субъекта, объекта и адресата в процессе творчества. Проблема содержания и формы в словесном художественном творчестве. Понятие о «модусах художественности» Литература как временной вид искусства. Социально-исторический и бытийный контексты ее развития. Литература как искусство слова. Универсальность ее по сравнению с другими видами искусств, синтез предметно-чувственного и духовно-эмоционального в ней. Динамический характер словесного изображения. Образность — специфический язык искусства, соответствующий корман литературоведческие термины по проблеме автора эстетической природе. Условность и договорная конвенциональная основа образа, синтез возможного и невозможного в нем: сознательно-бессознательная, интуитивная энергия. Роль воображения писателя в создании образа. Художественный образ как синтез противоположных начал: реальности, предметной телесности и корман литературоведческие термины по проблеме автора, условности, единичного и общего, типического индивидуального, рационального и эмоционального, объективного и субъективного. Механизм сравнения метафоры — в широком смысле слова. Значимость комбинаторной способности писателя в обеспечении процесса взаимопересекания, взаимоотражения понятий и представлений одно через другое — А как Корман литературоведческие термины по проблеме автора. Эффект мгновенного приращения поэтического смысла. Роль контекста в возникновении образа. Типы художественных образов: по предметности образ-деталь, образ-характер, образ мира ; по смысловой обобщенности индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы ; по мере условности знак, аллегория, символ. Образ как единство конечного и бесконечного. Смысловой потенциал художественного образа. Писатель — произведение — читатель как составляющие единого коммуникативного творческого акта. Корманидеальный, воображаемый или реальный. Формирование автором «горизонта ожидания». Литературное произведение как поле диалогической встречи автора и читателя. Чтение как психомиметический процесс. Диалектика чтения и понимания. «Удовольствие от текста» и «участие в игре» Чтение как труд и творчество. Эффект глубинного сопереживания как результат способности реципиента воспринимать эстетическую природу объекта. Уровни восприятия художественного произведения. Герменевтика как наука об «искусстве понимания» интерпретации текста. Острая дискуссионность концепций читательского восприятия. Идеи психологической и феноменологической школ, структуралистской и постструктуралистской эстетики о всевластии читателя, полной свободе его в прочтении текста Восприятие как «чистая возможность». Теория «смерти автора» Концепция принципиальной вторичности читательского восприятия Литературное произведение как законченное в себе и в то же время бесконечно развернутое в мир художественное целое. Пространственная и временная отграниченность его от других объектов внешнее произведение. Литературное произведение как эстетическая целостность и онтологическая ценность, открывающая претворенную в образах авторскую концепцию действительности. Личность автора — основа и генератор становящейся целостности произведения. Творческая диалектика взаимосвязи авторского сознания и произведения. Произведение как динамическая система внутреннего взаимодействия части и целого: прямые и обратные структурные связи в нем. Завершенность и сосредоточенность, единственность и окончательность как показатель состоявшейся художественности. Произведение как знаковая система. Текст — важнейший компонент художественного произведения, «надситуативное речевое образование». Текст и смысл произведения. Смежные понятия — подтекст, контекст, интертекст. Концепции безграничности текста: «Нет ничего вне текста» Деррида«Мир как книга» Тименчик«Мир есть текст» Текст как событие «речетворчества» в процессе «свободного откровения личности» «Сообщительность» произведения как корман литературоведческие термины по проблеме автора внутренней адресованности его «другому», воспринимающему сознанию. Дискуссионность понятия образ автора в литературоведческой науке. Соотношение личного и внеличного в акте художественного творчества. Процесс осознания авторства в историческом развитии литературы. Автор и авторство: внутренняя диалектика этих категорий. Автор биографический и автор творческий «субъект сознания». Вненаходимость автора в отношении к произведению. «Образ автора» как категория эстетическая, как функция автора. Автор и герой в эстетической деятельности. Сознание автора — «сознание сознания» Процесс высвобождения авторского «я» в корман литературоведческие термины по проблеме автора художественной реальности. Дискурс автора как многоуровневое, ценностно сориентированное «событие говорения», воплощающее в слове, творящее образ автора в произведении. Ситуация обращенности к «другому» как специфическая форма функционирования образа автора. Субъектные и внесубъектные способы проявления образа автора в произведении. «Человек говорящий» — центральная фигура повествовательного дискурса. Понятия субъекта сознания и субъекта речи. Субъектные опосредования образа автора в произведении. Эстетические возможности приема «говорения» от первого лица: герой, рассказчик, автор-герой, герой ролевой лирики. Своеобразие диалогичности функционирования подобных форм. Мера близости и удаленности данных субъектов сознания от позиции автора. Собственно автор и лирическое «я». Лирический герой как носитель сознания и объект изображения. Положение нераздельности с автором и неслиянности, несовпадения с ним. Романное повествование как симбиоз различных речевых зон. Формирование понятия сюжет в отечественном литературоведении. «Бродячие» сюжеты, устойчивое изменчивое сюжетных схем Сюжет как внешнее и внутреннее корман литературоведческие термины по проблеме автора действия в произведении. Вымысел и жизненная основа сюжета. Сюжет — авторская концепция действительности. Объективно-субъективная и содержательно-формальная сущность сюжета. Коллизия и конфликт как побудительные стимулы к развитию действия. Понятие «функции действующих лиц» Пропппоступка Традиционная схема сюжета — от завязки к развязке. Реальное структурное разнообразие сюжетов. Предметный мир и речь — эксплицитные формы событийности. Ошибочность их смешения в исследованиях ученых постструктуралистской ориентации нарратологов. Композиция как построение литературного произведения, организация и соотношение его частей. Понятие архитектоники и собственно композиции. Единица компонент композиции — отрезок текста, в рамках или границах которого сохраняется одна определенная форма или один способ, ракурс литературного изображения Простейшие элементы композиции: повествование, описание, монолог, диалог, авторская ремарка. Более крупные: портрет, пейзаж, интерьер, разговор, эпизод, сцена. Составляющие: части, главы, тома, циклы, книги. Типы композиционных связей: контраст, параллелизм, обрамление, предварение. Своеобразие композиционной связи «текст в тексте». Структурное своеобразие «мотива» Семантика заглавия, эпиграфа, оглавления. «Лабиринт сцеплений» и «точка зрения». Композиция как структурно-организующая сила, обеспечивающая целенаправленное воссоздание авторского миропонимания и способа самоосознания в сфере художественной реальности. Понятие художественного мира и внутреннего мира художественного произведения, образ мира. Условность и эстетическая мотивированность пространственно-временных отношений в литературном произведении. Диалектика реального и художественного времени. Ценностная характерность индивидуальных образов пространства. Структура хронотопа произведения и авторская концепция действительности. Авторское время, время события, время героя. Основные ориентиры пространственно-временных характеристик: прерывность-непрерывность, замкнутость-открытость, ограниченность-безмерность, линейность-закругленность, статичность-динамичность событийность-бессобытийность. Понятие точки зрения как пространственно-временной позиции положения наблюдателя повествователя, рассказчика, персонажа. Взаимосвязь «точки зрения» и смысловой перспективы, заданной автором. Формирование типологических пространственно-временных моделей в литературе. Национально-историческая характерность их Устойчивые топосы Петербург, Замоскворечье, Москва в русской литературе. Бахтин о связи хронотопа с изменчивостью ценностных систем и типов художественного мышления. Понятие поэтической речи как средства эстетической коммуникации. Лингвистика и поэтика в их отношении к художественной речи. Потебни об образном потенциале слова и механизме становления нового смысла. Двуплановость образа в художественном тексте Процесс прямого отражения и обратной рефлексии. Понятие корман литературоведческие термины по проблеме автора контексте и его видах — «лестница контекстов Механизм приращения поэтического смысла. Процесс взаимодействия корман литературоведческие термины по проблеме автора отражений слов-понятий. Ассоциативная одномоментность возникновения образных значений. Ее словарь — лексические ресурсы языка. Образные средства языка: эпитеты и сравнения, метафора и ее основные виды. Поэтический синтаксис, его основные фигуры. Текстовый смысл визуальной графики. Ритмико-мелодическая организация поэтической речи, явление полиритмии. Образ поэтической речи как проступившее в слове авторское миропонимание и авторефлексия. Стих как особая форма художественной речи. Корман литературоведческие термины по проблеме автора о ритме и стихотворной интонации. Ритм и метр мера ритма. Устный народный стих как тоническая система. Структурные особенности силлабического стиха. Ритмические определители силлаботонической системы. Рифма и ее виды. Понятие строфы и виды строф. Дольник паузник как особая метрическая форма стиха. Теоретическое понятие историко-литературного процесса и литературного закона как эстетической общности. Факторы литературного развития, прямые и опосредованные: социально-историческое бытие, политические и философские воззрения общества, общее развитие культуры, специфика художественного сознания и др. Единство и непрерывность литературно-художественного развития. Проблема прогресса в литературе. Преемственность как фундаментальный закон ее движения. Проблема периодизации литературного процесса и соотнесения его эпох, периодов, этапов с историческими границами, вехами. Возникновение и смена историко-литературных систем. Познавательные и формообразующие ориентации жанрово-стилевых систем реализма и романтизма. Понятие художественного метода как совокупности творческих принципов пересоздания реальности. Гносеологическая, аксиологическая, моделирующая и семиотическая функции его. Диалектика литературного развития: закономерное и случайное, устойчивое изменчивое, обретенное и утраченное, современное и вневременное. Теория литературных родов в классической эстетике и в современной науке. Предмет и «способ подражания» как содержательное основание разграничения эпоса, лирики и драмы. Своеобразие родовой поэтики «меры, состава и связи элементов» — Кожиновформирующейся в зоне определенного родового смысла. Характеристика ее составляющих: предпочитаемого объема произведений, пространственно-временных связей и композиционно-речевых форм. Взаимодействие литературных родов в процессе развития литературы. Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Жанровое содержание и жанровая форма. Установка на читательское восприятие в структуре жанра. Носители жанра: субъектная организация художественного произведения, пространственно-временная структура его, ассоциативный фон, интонационно-речевой тон. Общее индивидуальное в жанре. Память жанра и его обновление. Эпические, лирические и драматические жанры. Предмет освоения — вся жизнь человеческая: эпос мыслит «бытием». Способ подражания — «объективность в ее объективности». Свобода обращения с материалом. Безграничная вариативность взаимосвязей всего со всем. Пространственно-временная определенность и беспредельность. Многообразие форм субъектной организации. Повествовательность как преобладающий тип речи. Предмет — настроение, переживание субъекта. Самоценность индивида и его внутренней реакции на впечатления извне. Способ корман литературоведческие термины по проблеме автора — «субъективность в ее субъективности». Личное и всеобщее в лирике. Своеобразие лирического сюжета как «внутреннего действия». Способы проявления и художественного оформления образа-переживания. Пространственно-временная стяженность лирики, ее монологичность. Повышенная экспрессивность поэтической речи. Предмет — сшибка, столкновение, конфликтность бытия. Способ подражания — изображение самого «процесса борения» Гегель индивида с враждебными силами, показ всех героев « как деятельных и действующих». Основа драмы — действие. Специфика драматического сюжета, ориентация на переделку исходной ситуации. Условность характеров и ситуаций. Внутренняя согласованность драмы с театром. Единство места и времени действия. Вытесненность за пределы корман литературоведческие термины по проблеме автора действия слова автора. Диалоги и монологи — основной способ формирования смыслового комплекса. Потребность во взаимодействии с другими видами корман литературоведческие термины по проблеме автора. Основные жанровые формы — комедия, трагедия и собственно драма. Диапазон употребления термина стиль в современной науке. Лингвистические, искусствоведческие и культурологические подходы. Проблема стиля в литературоведческих исследованиях. Индивидуальный стиль как центральное понятие поэтики. Стиль как организующая сила художественной формы, ее структурный закон. Понятие стилевой системы как отношения компонентов художественной формы. Стилеобразующие факторы субъективного и объективного порядка Уровни художественной системы как носители стиля. Категории стиля: жизнеподобие и фантастичность, простота и сложность, монологизм и разноречие, номинативность и риторичность. Стилевая система как комплекс устойчивых тенденций формообразования. Стиль как проявление оригинальности художественного мышления и авторского миропонимания. Соотношение категорий стиля и жанра. Выбор источников: текстов, литературно-критических публикаций и теоретических научных работ, исследований биографического и мемуарного характера, газетной и журнальной периодики, справочных изданий, архивных, в том числе рукописных материалов, научной продукции смежных дисциплин. Работа с источниками: чтение, конспектирование, выписывание, составление планов и копирование выбранного материала. Правила оформления библиографической карточки. Формы корман литературоведческие термины по проблеме автора в библиотеке, научные библиотеки города и страны. Личная библиотека и ее организация. Литературные музеи, архивы институты. Способы хранения полученной информации. Правила и варианты составления картотеки. Способы корман литературоведческие термины по проблеме автора материала по научным разделам. Художественный образ как язык искусства. От метафоры к образу мира. Соотношение понятий знак - образ - символ - миф - архетип. Литература Тексты Блок Корман литературоведческие термины по проблеме автора Киже; Цветаева Бич жандармов, бог студентов стихи к Пушкину. Характер как литературоведческая категория. Характер в реалистической литературе. Открытия в области художественной характерологии в романтическом искусстве. Проблема характера в лирике. «Свое» и «чужое» сознание в ней. Циклизация как расширение возможностей формирования характера. К вопросу о современной интерпретации классики Диалог и диалогичность в романе Для справок: Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века Евгений Онегин; Лермонтов Понятие текста и его компонентов. Автор - текст - читатель. Диалектика написанного и ненаписанного. Подтекст как «глубина текста» Формы функционирования системы текст-в-тексте. «Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада» Литература Тексты Чехов Скрипка Ротшильда; Булгаков Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева; Х армс Сюжет как внутреннее и внешнее движение действия в произведении. Жизненный материал и художественный сюжет. Сюжет как событийный образ авторской концепции действительности. Конфликт как основа сюжета. Литература Тексты Гоголь Повесть о том, как поссорился. Красная корона; Хармс Понятие композиции и ее элементов. Типы композиционных связей в произведении. Литература Тексты Чехов Страшная ночь; Бунин Легкое дыхание; Галич Факторы, воздействующие на тип хронотопа. Структура пространственно-временных отношений в произведении и авторская концепция действительности. Жанр и своеобразие времени-пространства. Лейтмотивные пространственные образы в русской литературе. Литература Тексты Блок На поле Куликовом; Булгаков Дьяволиада; Петербург в русской литературе: Хрестоматия для IX-XI классов. Субъект сознания и субъект речи. Формы выражения авторского сознания в произведении: повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики. Специфика художественного дискурса в каждой из форм. Прелести культуры; Высоцкий Диалог у телевизора; Булгаков Мастер и Маргарита гл. Художественное мышление и поэтическая речь. Многоуровневая структура поэтической речи лексические ресурсы языка, тропы, поэтический синтаксис, ритмико-мелодическая организация. Авторская концепция действительности и ценностно-структурное своеобразие поэтической речи. Литература Корман литературоведческие термины по проблеме автора Фет «Это утро, радость эта. » Диалог Гамлета с совестью; Мандельштам «Я пью за осенние астры. «Похож на голос головной убор. Эпос как литературный род. Предмет и способ эпического пересоздания реальности. Система поэтических форм, соответствующих эпическому «родовому смыслу» сюжетная и пространственно-временная развернутость и соотнесенность с бытийными смыслами, иллюзия объективности повествования и множественность субъектных форм речи. Литература Лирика как литературный род. Предмет и способ лирического пересоздания реальности. Своеобразие системы поэтических форм, создающих лирический образ-переживание логика выбора предметных реалий, характер лирического сюжета, пространственно-временная стяженность изображения. Семантическая согласованность фонологической, ритмический и лексико-семантической структур текста. Автор и лирический герой. Чертовы качели; Бальмонт К Воспоминание о вечере в Амстердаме. «Влага только на мгновенье. «Что в имени тебе моем. » ; Блок Кто создан из камня; Пастернак Плачущий сад; Твардовский «В краю, куда их вывезли гуртом. «Полутона рябины и малины. » Драма как литературный род. Предмет и способ драматического освоения мира. Драматический род литературы и театр: специфика взаимосвязи. Система миросоздающих форм: своеобразие действия и его пространственно-временного оформления, особый способ создания характеров и взаимосвязи слова автора корман литературоведческие термины по проблеме автора слова действующих лиц. Собачий вальс: Эрдман Самостоятельная работа Определение сущности категории жанр. Уровень жанрового содержания и составляющие жанровой формы. Память и новая жизнь жанра. Литература Корман литературоведческие термины по проблеме автора жанровую модель Ода {Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил. Понятие целостности литературного произведения. Личность автора как стратегически и тактически важный концептуальный центр становления, развертывания «образа мира». Стиль как закон содержательной формы, координирующий все ее составляющие в единую стилевую систему для художественного проявления авторского мировидения. Стилеобразующие факторы и носители стиля. Теория литературы: Современные концепции художественного произведения. Основные и вспомогательные дисциплины. Литературоведение в ряду других гуманитарных наук. Литература как вид искусства Предмет и содержание литературы. Проблема художественной формы и содержания. Эстетическая сущность и ассоциативная структура художественного образа. Понятие характера в литературе. Социальное и общечеловеческое, конкретно-историческое и вечное в литературе. Роль личности художника в литературном творчестве. Художественное произведение как эстетическое целое. Современные концепции литературного произведения. Текст как литературоведческая категория. Читатель и писатель, проблема художественного восприятия. Образ автора Литературоведческие концепции образа автора. Субъектные формы выражения авторского сознания в произведении. Сюжет в прозе и поэзии. Основные элементы композиции и типы композиционных связей. Понятие о художественном пространстве и художественном времени. Понятие о контексте и его видах. Лексические ресурсы языка в художественной речи. Поэтическая графика в системе изобразительных средств. Понятие о ритме и мере ритма. Понятие стиховой интонации и полиритмии. Особенности русского народного стиха. Основные ритмические определители его. Ее происхождение и принципы ритмической организации. Силлаботоническая система стихосложения, основные ритмические определители ее. Дольник и акцентный стих. Рифма и ее формы. Строфа и ее виды. Историко-литературный процесс и его законы. Формы преемственности в литературе. Понятие о литературных родах. Основные принципы их разделения. Эпопея, роман и повесть. Субъект сознания и субъект речи в лирике. Драма как литературный род. Жанровая доминанта и носители жанра. Баллада, элегия, поэма корман литературоведческие термины по проблеме автора жанровые формы. Основные принципы познания и отображения мира в классицизме. Романтизм как литературное направление и творческий метод. Предпосылки его возникновения, основные эстетические принципы. Принципы освоения действительности в критическом реализме. Судьба реализма в XX веке. Стилеобразующие факторы и носители стиля. Введение в литературоведение: Курс лекций. Художественное восприятие: Основные понятия и термины: Словарь-справочник. Литературоведческие термины по проблеме автора. Литературоведческие термины материалы к словарю.



copyright © yuruslugi39.ru